МОЛОКО БЕЗ ОБМАНА
ВВЕДЕНИЕ
Молоко — ценнейший продукт питания. Количество и качество коровьего молока зависят от породы и возраста животного, периода лактации, условий кормления и содержания, техники доения, здоровья животного и его индивидуальных особенностей. На каждой ферме ведут учет количества и качества надоенного молока от каждой коровы и в целом по ферме.
Качество молока оценивают:
ü органолептически (по цвету, консистенции, вкусу, запаху, наличию пороков, вызванных кормлением, бактериями и др.),
ü по чистоте,
ü плотности,
ü кислотности,
ü содержанию жира,
ü белка и другим показателям.
Пробы, предназначенные для хранения свыше двух суток, консервируют 10-процентным раствором двухромовокислого калия — хромпиком (К2Сг2О7), который вносят по 1 мл на 100 мл молока. Для приготовления 10-процентного раствора
Для консервирования молока также используют 37 — 40-процентный раствор формалина (1 — 2 капли) или 30 — 33-процентный раствор перекиси водорода (2 — 3 капли на каждые 100 мл молока).
Консервированные пробы молока непригодны для органолептической оценки, а также для определения кислотности и бактериальной загрязненности.
Объем пипеток и других приборов установлен при температуре молока 20' С, поэтому молоко, доставленное для анализа, необходимо подогреть примерно до 20' С. Для этого бутылочки с пробами молока ставят в теплую воду, нагретую до 45 — 50' С. Подогревание способствует и равномерному распределению жировых шариков в молоке.
Учащимся в рамках научного общества или факультативного курса, предлагается исследовать показатели молока. Данная форма работы помогает учителю привлечь учащихся к предмету химия, показать значимость преподаваемой дисциплины, способствует развитию мотивации изучения предмета химия, развитию внешних и внутренних мотивов учения, а групповая работа – развитию социальных мотивов.
Для проведения исследования показателей молока учащимся предлагается сформировать две группы (или две научные лаборатории). Первая занимается изучением органолептических показателей молока, вторая физико-химических показателей молока. В каждой группе выбирается ученый секретарь, который готовит отчет о проделанной работе и делает выводы по результатам исследования.
Учащиеся получают следующее задание: ИЗУЧИТЬ ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЕ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ МОЛОКА. СДЕЛАТЬ ВЫВОД О СООТВЕТСТВИИ ДАННОГО СОРТА МОЛОКА ПОКАЗАТЕЛЯМИ ГОСТ (приложение 2).